Освещение улиц и дорог


КЛАССИФИКАЦИЯ ГОРОДСКОЙ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ



КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА В ДОРОЖНОМ ОСВЕЩЕНИИ И ИХ ПОКАЗАТЕЛИ

Освещение дорог играет важную роль в обеспечении безопасности как водителей, так и пешеходов.

Значительная степень определяется экономическими факторами, связанными с потребляемой электроэнергией.

Уличные светильники должены обеспечить достаточную для безопасности видимость и должный

зрительный комфорт для пользователей дорог. Для создания хорошего освещения важно, чтобы в дополнение

к требуемой освещенности удовлетворялись количественные и качественные показатели освещения.


Светотехнические требования определяются соблюдением следующих базовых составляющих:

                        • Зрительного комфорта;
                        • Зрительной работоспособности;
                        • Производительности труда;
                        • Безопасности.

Основные параметры, определяющие благоприятную световую среду:

                        • Распределение яркости;
                        • Уровень освещенности;
                        • Блескость;
                        • Направленность освещения;
                        • Цветопередача и цвет излучения источников света;
                        • Пульсация освещенности.



Нормы, регламентирующие основные показатели наружного освещения, должны приниматься одинаковыми

при любых источниках света, которые используются в осветительных установках,

соответствовать требованиям СНиП по проектированию естественного и искусственного освещения.

Для проезжей части городских улиц и дорог со стандартной геометрией и асфальтобетонным

покрытием нормируют: среднюю яркость дорожного покрытия Lcр, общую U0 и продольную Ui

равномерности яркости дорожного покрытия, среднюю освещенность дорожного покрытия Eср,

равномерность освещенности Uh, пороговое прирощение яркости TI согласно табл 1.


Таблица 1- Нормируемые показатели освещения улиц и дорог городских поселений

с регулярным транспортным движением с асфальтобетонным покрытием


Средняя яркость дорожного покрытия Lср – средневзвешенная по площади яркость сухого дорожного покрытия

в направлении глаз наблюдателя, находящегося на оси проезжей части дороги,

измеряемая в канделах на квадратный метр (кд/м2).

Общая равномерность распределения яркости дорожного покрытия Uo

отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к среднему.

Uo= Lmin/ Lср

Продольная равномерность распределения яркости дорожного покрытия Ui

отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к максимальному.

Ui = Lmin/ Lmax


Пороговое приращение яркости Ti (%) - критерий, регламентирующий

слепящее действие светильников осветительной установки в поле зрения водителя

транспортного средства. Характерезует увеличение контраста между объектом

и его фоном, при котором видимость объекта при наличии блеского

источника света стала бы такой же, как и в его отсутствии.



Энергетическую эффективность установки утилитарного наружного

освещения оценивают показателем относительной удельной мощности Dp согласно табл. 1.

Относительная удельная мощность дорожного освещения Dp (Вт/м2*лк) – показатель

энергоэффективности освещения участка дороги, определяемый отношением

мощности установленного осветительного оборудования к площади участка и средней освещенности.


Освещенность Е, (лк) – Отношение светового потока , падающего на элемент поверхности,

содержащий рассматриваемую точку, к площади этого элемента.

Коэффициент пульсации освещенности Кп, (%)– критерий оценки относительной глубины колебаний

освещенности в осветительной установке в результате изменений во время светового потока

источников света при их питании переменным током, выражающийся в формулой


Примечание – Коэффициент пульсации освещенности учитывает пульсацию светового потока до 300 Гц.

Пульсация освещенности свыше 300Гц не оказывает влияния на общую и зрительную работаспособность.

Соблюдение норм коэффициента пульсации освещенности позволяет предотвратить отрицательное влияние

фликера, стробоскофического эффекта и снизить зрительное и общее утомление человека.

Индекс цветопередачи Ra – Мера соответствия зрительных восприятий цветного объекта, освещенного

исследуемым и стандартным источниками света при одинаковых условиях наблюдения.

В мире принята такая система оценки качества цветопередачи:

Ra > 90 — отличное;

90 > Ra > 80 — очень хорошее;

80 > Ra > 70 — хорошее;

70 > Ra > 60 — удовлетворительное;

60 > Ra > 40 — приемлемое;

Ra < 40 — плохое.



Блескость – это ощущение возникающее при наличии в поле зрения повышенной яркости, которая может

вызвать как дискомфортную блескость так и слепящую блескость. Важно ограничить блескость для снижения

ошибок, утомления и несчастных случаев.

Коэффициент периферийного освещения SR - отношение средней освещенности на поверхности обочины

к средней освещенности на поверхности полосы проезжей части, примыкающей

к обочине и равной ей по ширине.


Блескость – это ощущение возникающее при наличии в поле зрения повышенной яркости,

которая может вызвать как дискомфортную блескость так и слепящую блескость.

Важно ограничить блескость для снижения ошибок, утомления и несчастных случаев.

Коэффициент периферийного освещения SR - отношение средней освещенности

на поверхности обочины к средней освещенности на поверхности полосы

проезжей части, примыкающей к обочине и равной ей по ширине.



РАСЧЕТ ОСВЕЩЕННОСТИ





Заключение

Задача дорожного освещения состоит в том, чтобы сделать видимыми находящиеся на дороге объекты,

не вызывая при этом чувство дискомфорта у водителя. Современные нормы дорожного

освещения содержат значения средней яркости дорожного покрытия, полной

и продольной равномерности яркости, приращения пороговой разности

яркостей и коэффициента периферийного освещения. Эти параметры обеспечивают

необходимое водителям качество освещения.

Средняя яркость дорожного покрытия и общая равномерность яркости влияют

на зрительную работу, а продольная равномерность яркости –

на зрительный комфорт. Приращение пороговой разности яркостей

требуется для ограничения слепящей блёскости, создаваемой осветительной установкой,

тогда как коэффициент периферийного освещения важен для того,

чтобы сделать видимыми расположенные около дороги объекты.


comments powered by HyperComments