Свет – один из мощнейших инструментов восприятия, оказывает влияние на человека
на уровне психики. Грамотное архитектурное освещение, способно преобразить любой проект.
При работе со светом учитывают не только нормы освещения, но и его направленность,
степень рассеянности, яркость, мягкость, жесткость.
Еще в 1952 году, один из основоположников – Ричард Келли, сформулировал свою теорию освещения.
В ее основу вошли принципы восприятия света в пространстве и световые эффекты, изученные в природе.
Он сформулировал три базовых типа освещения
Свет, чтобы видеть (световая среда), необходимый минимум света:
«Это тренний свет на заснеженном поле. Это сумеречная дымка на широкой реке,
где берег, вода и небо неотделимы друг от друга. Это бесшумная подсветка, которая минимизирует
форму и объем». Это абсолютный минимум, обеспечивающий визуальный комфорт.
Свет, чтобы увидеть (акцентное освещение), свет, высвечивающий
определенный объект с целью сфокусировать на нем внимание зрителя:
«Это луч прожектора на сцене. Это блик солнца на вашем прикроватном столике. Это солнечный луч,
высвечивающий край долины. Акцентный свет привлекает внимание, он помогает выделить важное».
Сюда относятся споты, акцентирующие внимание на том или ином объекте, и светильники,
направленные на стены – они взаимодействуют с архитектурой пространства.
Свет, чтобы смотреть (декоративное освещение), то, что притягивает,
завораживает зрителя, но одновременно может бытьи хорошим фоном.
Цель такого освещения – доставить человеку эстетическое удовольствие.
Келли назвал это play of brilliants – «сияние бриллиантов». «Это Таймс-сквер ночью, это бальный зал,
который освещают хрустальные люстры. Это солнечные зайчики в фонтане или ряби ручья. Это горсть алмазов при свете солнца. «Сияние бриллиантов» возбуждает зрительный нерв,
пробуждает любопытство, обостряет остроумие»
Свет несет огромную эмоциональную нагрузку, и действует как на уровне подсознания,
так и ассоциаций. Например, холодный флуоресцентный в белом помещении сразу же
напомнит больницу. Цветные световые решения изменят пространство до неузнаваемости.
Есть и менее очевидные эффекты, которые оказывает свет на наше восприятие реальности.
Ученые-физики проводили исследования по изучению реакции человека на сценарий
с вертикальным и горизонтальным освещением в пространстве.
Горизонтальный свет
Это освещение потолка и пола, чаще используется в проектах общественных пространств.
За счет отражения с поверхностей, света кажется больше, четче считывается
общая архитектура помещения. Эти факторы подсознательно влияют на уровень
комфорта человека в открытом непривычном пространстве. Такой вид подходит для лобби
отелей или крупных магазинов.
Вертикальный свет
Для домашней комфортной обстановки, горизонтальное освещение может быть излишним.
Наиболее подходит вертикальный свет, направленный на стены, и споты, отделяющие
зоны и создающие визуальные островки. Вертикальный свет создает визуальный
эффект увеличения пространства, что может являться плюсом, например,
в узком коридоре или прихожей. Комбинирование оба варианта в частных и общественных пространствах,
является отличным решением освещения.
Совет
Не стоить экономить на оборудовании, стоимость хороших светильников высока,
но в них предусмотрены такие преимущества как:
- Долговечность
- Экономичность
- Безопасность
- Высокий коэффициент мощности
- Исключение мерцание света
- Соответствие заявленным параметрам
Понравилась статья жми "Полезно"